В настоящее время нет ни одного педагога, который не слышал бы сочетание слов ЛОО, значит, у каждого из них сложилось свое представление о ЛОО. Но возникает вопрос: является ли это представление инструментом методической деятельности учителя.
С понятием ЛОО следующие имена: И.С. Якимовская, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская. Каждый из этих ученых внес свой вклад в ЛОО.
Якимовская основным понятием, характеризующее личностно – ориентированное обучение называет понятие «Субъектный опыт учащегося» как опыт из жизнедеятельности. «Содержание этого опыта должно быть раскрыто, максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса». Идея использования понятия «субъектный опыт учащегося» весьма продуктивна. Но если отказаться от 2-х утверждений Якимовской:
1)Ученик – всегда субъект обучения, так как является носителем субъектного опыта;
2)Субъектный опыт – это опыт, который учащиеся приобретают вне учебного процесса.
Сериков говорит не о ЛОО, а о ЛО образовании и свои теоретические положения связывает с необходимостью создания таких ситуаций, в которых личность учащегося становится востребованной: ребенку требуется искать смысл своей деятельности, подумать о себе, построить модель своей жизни, выбрать творческий вариант решения проблемы и т.д. В этой ситуации нет правил, по которым нужно действовать, однозначных истин, простых решений. Именно в таких ситуациях, по мнению Серикова, формируется субъектный опыт учащегося. Как технологическое решение представленной идеи Сериковым предложен комплекс «задача-диалог-игра», что впоследствии привело использование идей Серикова только во внеучебного процесса через включение учащегося в проектную деятельность. Если же по-иному посмотреть на идеи Серикова о ситуациях, в которых происходит обогащения субъектного опыта, т.е. сузить ситуации до понятия эпизода, то тогда представление идеи можно успешно использовать в любом образовательном процессе, на каждом уроке.
Бондаревская предлагает культурологический подход, при котором образование понимается как история становления личностного образа человека: «человек начинает осознавать свое Я, ценить себя, видеть смысл самого себя», — в отличии от традиционного обучения, при котором образование рассматривается как процесс вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками. Основными ценностями культурологического личностно – ориентированного образования названы:
1) Человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития;
2) Образование как культурная развивающая среда, растящая и питающая личность, придающая ее жизни смысл;
3) Творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурном образовательном пространстве.
В культурологическом подходе реализация принципа гуманизации проявляется в оказании помощи учащимся как субъектам культуры исторического процесса собственной жизни, самоосуществления и саморазвития.
В большей степени рекомендуется 2 пути оказания такой помощи: создание благожелательной среды и индивидуальная работа с учащимися, при которой преодоление их препятствий является содержанием их поддержки.
Личность(по мнению Бондаревской) – субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальностью.
Быть личностью – это значит обладать рядом личностных функций: избирательность, самоопределение, социальная ответственности, рефлексия, самореализация.
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектом обучения и собственного развития и учитываются их индивидуальные особенности.
Основные признаки ЛОО
1) Учащиеся являются субъектом обучения и собственного развития;
2) Учет их индивидуальных особенностей.
Цель личностно – ориентированного обучения: обогащение субъектного опыта учащегося средствами учебного предмета.
Результат достижения этой цели: развитие учащегося в умении быть личностью, т.е. уметь познавать, жить, жить вместе.
Ведущими идеями ЛОО (по И.С. Якиманской) являются:
— цели ЛОО: развитие познавательных способностей учащихся, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка;
— обучение, как заданный норматив познания, переакцентируется на учение, как процесс;
— учение понимается как сугубо индивидуальная деятельность отдельного ребенка, направленная на преобразование социально – значимых образцов усвоения, заданных в обучении;
— субъектность ученика рассматривается не как «производная» от обучающих воздействий, а изначально ему присущая;
— при конструировании и реализации образовательного процесса должна быть проведена работа по выявлению субъектного опыта каждого ученика и его социализация («окультуривание»);
— усвоение знаний из цели превращается в средство развития ученика, учитывающее его возможности и индивидуально – значимые ценности.