Типовое проектирование информационных систем

Типовое проектирование ИС предполагает создание системы из готовых типовых элементов. Основополагающим требованием для применения методов типового проектирования является возможность декомпозиции проектируемой ИС на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.). Для реализации выделенных компонентов выбираются имеющиеся на рынке типовые проектные решения, которые настраиваются на особенности конкретного предприятия.

Типовое проектное решение (ТПР)- это тиражируемое (пригодное к многократному использованию) проектное решение.

Принятая классификация ТПР основана на уровне декомпозиции системы. Выделяются следующие классы ТПР:

  • элементные ТПР — типовые решения по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному);
  • подсистемные ТПР — в качестве элементов типизации выступают отдельные подсистемы, разработанные с учетом функциональной полноты и минимизации внешних информационных связей;
  • объектные ТПР — типовые отраслевые проекты, которые включают полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС.

Каждое типовое решение предполагает наличие, кроме собственно функциональных элементов (программных или аппаратных), документации с детальным описанием ТПР и процедур настройки в соответствии с требованиями разрабатываемой системы.

Для реализации типового проектирования используются два подхода: параметрически-ориентированное и модельно-ориентированное проектирование.

Пакеты прикладных программ (аббр. ППП, англ. Software package) — комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для решения задач определенного класса конкретной предметной области. Служат программным инструментарием решения функциональных задач и являются самым многочисленным классом программных продуктов. В данный класс входят программные продукты, выполняющие обработку информации различных предметных областей.

Wide Image

Параметрически-ориентированное проектирование включает следующие этапы: определение критериев оценки пригодности пакетов прикладных программ (ППП) для решения поставленных задач, анализ и оценка доступных ППП по сформулированным критериям, выбор и закупка наиболее подходящего пакета, настройка параметров (доработка) закупленного ППП.

Модельно-ориентированное проектирование заключается в адаптации состава и характеристик типовой ИС в соответствии с моделью объекта автоматизации. Технология проектирования в этом случае должна обеспечивать единые средства для работы как с моделью типовой ИС, так и с моделью конкретного предприятия.

В рамках спиральной модели ЖЦ широкое распространение получила методология прототипного проектирования . Ядром этой методологии является способ быстрой разработки приложений — RAD (Rapid Application Development). Подход RAD предусматривает наличие трех составляющих :

•  небольшие группы разработчиков (3 — 7 человек), выполняющие работы по проектированию отдельных подсистем (требование максимальной управляемости коллектива);

•  короткий, но тщательно проработанный производственный график (до 3 месяцев);

•  повторяющийся цикл, при котором разработчики по мере того, как приложение обретает форму, запрашивают и реализуют требования, полученные в результате взаимодействия с заказчиком.

Технология обеспечивает создание на ранней стадии действующей интерактивной модели — системы-прототипа . ЖЦ: анализ и планирование, проектирование, построение — быстрая разработка приложения, внедрение.

Прототип позволяет:

•  наглядно продемонстрировать пользователю будущую систему;

•  уточнить требования пользователя;

• оперативно модифицировать интерфейсные элементы (формы ввода сообщений, меню, выходные документы, структуру диалога, состав реализуемых функций).

Согласованная система-прототип служит спецификацией для дальнейшей разработки ЭИС, что позволяет на ранних этапах выявить возможные ошибки проектирования и определить параметры будущей системы.

Для реализации технологии прототипного проектирования необходимо применять высокоуровневые инструментальные средства , позволяющие быстро преобразовать прототип в функционирующую версию и внести в дальнейшем необходимые изменения.

Такие инструментальные средства можно разделить на два класса :

•  интегрированные инструменты быстрой разработки приложений (класс BUILDER );

•  инструменты быстрой разработки приложения в развитых СУБД (класс DEVELOPER).

 

Wide Image