Одна из моделей взаимодействия компьютеров в сети получила название «клиент-сервер». Каждый из составляющих эту архитектуру элементов играет свою роль: сервер владеет и распоряжается информационными ресурсами системы, клиент имеет возможность воспользоваться ими.
Сервер базы данных представляет собой мультипользовательскую версию СУБД, параллельно обрабатывающую запросы, поступившие со всех рабочих станций. В его задачу входит реализация логики обработки транзакций с применением необходимой техники синхронизации — поддержки протоколов блокирования ресурсов, обеспечение, предотвращение и/или устранения тупиковых ситуаций.
В ответ на пользовательский запрос рабочая станция получит не «сырье» для последующей обработки, а готовые результаты. Программное обеспечение рабочей станции при такой архитектуре играет роль только внешнего интерфейса (Front — end) централизованной системы управления данными. Это позволяет существенно уменьшить сетевой трафик, сократить время на ожидание блокированных ресурсов данных в мультипользовательском режиме, разгрузить рабочие станции и при достаточно мощной центральной машине использовать для них более дешевое оборудование.
Как правило, клиент и сервер территориально отделены друг от друга, и в этом случае они входят в состав или образуют систему распределенной обработки данных.
Для современных СУБД архитектура «клиент-сервер» стала фактически стандартом. Если предполагается, что проектируемая информация будет иметь архитектуру «клиент-сервер», то это означает, что прикладные программы, реализованные в ее рамках, будут иметь распределенный характер, т. е. часть функций приложений будет реализована в программе-клиенте, другая — в программе-сервере. Основной принцип технологии «клиент-сервер» заключается в разделении функций стандартного интерактивного приложения на четыре группы:
— функции ввода и отображения данных;
— прикладные функции, характерные для предметной области;
— фундаментальные функции хранения и управления ресурсами (базами данных);
— служебные функции.
Исходя из этого деления любое приложение может состоять из следующих компонентов:
— компонент представления (функции 1-й группы);
— прикладной компонент (функции 2-й группы);
— компонент доступа к информационным ресурсам (функции 3-ей группы и протокол их взаимодействия).
Различия определяются четырьмя факторами:
— какие виды программного обеспечения в логических компонентах;
— какие механизмы программного обеспечения используются для реализации функций трех групп;
— как логические компоненты распределяются компьютерами в сети;
— какие механизмы используются для связи компонент между собой.