Проблемное обучение. Основа такого обучения – проблемная ситуация как интеллектуальное затруднение человека (М. И. Махмутов), возникающее, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, но может достичь цели известным ему способом действия. Проблемное обучение включает проблемную ситуацию, осознание сущности проблемы, поиск способа решения путем догадок, выдвижение гипотезы, доказательство выдвинутой гипотезы, проверка правильности решения проблемы.
Игра является уникальной системой общения, позволяющей решать разнообразные проблемы: социальные, коммуникативные, аксиологические, экономические и др. игровая технология имеет важное значение для развития личности старшеклассника, поскольку именно в игре приобретается опыт взаимоотношений людей, формируется способность к продуктивному общению. Кроме того, игра является наиболее интересным методом обучения для учащихся. Ю. В. Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса:
-удовольствие от контактов с партнерами по игре,
-удовольствие от демонстрации своих возможностей игрока,
-азарт ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательного их разрешения в ходе игры,
-необходимость принимать решения в сложных условиях,
-быстрое выяснение последствий принятых решений,
-удовольствие от успеха,
-в ролевой игре – удовольствие от процесса перевоплощения в роль,
-в азартной игре – к игровому интересу может добавиться корыстный интерес к выигрышу.
Игровая технология выстраивается по следующему алгоритму:
- выбор игры,
- предложение варианта игры потенциальным участникам,
- подготовка игрового оборудования и оснащения,
- распределение ролей, создание групп,
- рассмотрение условий проведения игры, правил и инструкций,
- развитие игровой ситуации,
- отслеживание хода игры,
- завершение игровой деятельности,
- подведение итогов, анализ результативности игры, определение «вклада» игры решение поставленных образовательных проблем.
К игровым технологиям, наиболее эффективно развивающим ценностную сферу личности, относятся такие как ситуационные, ролевые, деловые, имитационные, интерактивные. Мы на занятиях по формированию предпринимательской культуры использовали деловые игры, представляющие собой сочетание ситуационной и ролевой игры, предусматривающее много комбинаций решения поставленной профессиональной проблемы.
Заметим, что использование творческой проектной деятельности позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и воспитание учащихся. В процессе проектной деятельности у школьников развивается абстрактно-логическое мышление, наглядно-образная память, формируются высокие мотивы учения, общие и специальные способности, в том числе экономические.