Возникновение педагогики связано прежде всего с именами выдающихся философов древности. Так, в трудах Пифагора заключалась идея о том, что задача воспитателя может быть определена как приведение в гармонию различных душевных состояний, достижение надлежащего равновесия между телесной и душевной стороной человеческого существа. Немало глубоких мыслей по вопросам воспитания содержалось в трудах древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля. Именно в недрах философии рассматривались задачи воспитания, его объем, состав.
В известном труде Я.А. Коменского «Великая дидактика» красной нитью проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразовываться с природой. В природе царствует порядок и гармония, в ней все совершается целесообразно и естественно. Поэтому воспитание и образование ребенка надо построить по тем же законам, гармоничным и справедливым.
Заметный вклад в развитие теории воспитания внесли ученые развых стран: Ж.Ж. Руссо, И. Песталоцци, И.Гербарт и др. Руссо считает, что дети должны воспитываться сообразно с природой. Источниками воспитания являются природа, окружающие люди и вещи. Правильное будет только тогда, если все факторы действуют согласованно. Песталоцци. Цель воспитания – развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Гербарт. Цель воспитания – формирование добродетельного человека, умеющего приспосабливаться к существующим отношениям и уважающего установленный правопорядок, подчиняющийся ему. Процесс воспитания состоит из управления, обучения и нравственного воспитания.
Основоположником русской педагогической науки был К.Д. Ушинский считавший источником жизненной силы и плодотворности педагогики народную мудрость, веками формировавшейся в области воспитания. Воспитание зависит от исторического развития народа. Нельзя выдумывать систему воспитания или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем. Среди выдающихся мыслителей русской педагогической науки золотыми буквами вписаны в историю русской культуры и образования такие имена как Л.Н. Толстой, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев и др. Толстой требовал, чтобы в основу воспитания и образования(недопустимо разделение образования и воспитания) было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием. Лесгафт. Цель воспитания должна сочетать ориентацию на интересы личности и на интересы общества. Каптерев. Одним из требований, которые К. предъявлял к семейному воспитанию, является необходимость развития человека в связи с жизнью и деятельностью общества и внешней средой. Дети должны расти и развиваться среди сверстников.
Воспитание – целенаправленный и организационный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в широком и узком социальном смысле педагогических знаний. В широком социальном смысле, воспитание – это совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимается известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы и ценности, т.е. все, созданное в процессе исторического развития. Воспитание в широком смысле нередко отождествляют с социализацией. Хотя логику их отношений можно охарактеризовать как отношение частного к целому:
- Социализация представляет собой процесс социального развития человека в результате стихийных и организованных воздействий всей совокупности факторов общественного бытия;
- Воспитание большинством исследователей рассматривается как один из видов факторов развития человека, представляющий собой систему целенаправленных формирующих влияний, взаимодействий и взаимоотношений, осуществляемых в разных сферах социального бытия.
В узком социальном смысле, воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общих институтов с целью формирования у него знаний, убеждений, нравственных ценностей для подготовки к жизни.
В педагогическом смысле воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальности и самоактуализации личности.
Во все времена и у всех народов воспитание осуществляет следующие функции:
- передача накопленного опыта младшим поколениям;
- вооружение ЗУН общественной жизни;
- формирование мировоззрения и культуры подрастающего поколения;
- забота о здоровье и физическом развитии детей и молодежи.
Основные признаки воспитания:
- Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого его элемента, идеальной целью воспитания является воспитание всесторонне-развитой личности;
- Воспитание – то процесс. В учебно-воспитательном процессе следует выделить 2 типа динамики развития:
а) спонтанный, совершаемый стихийно, под влияние среды и внутренних особенностей личности воспитанника;
б) целенаправленный, осмысленный воспитателем;
- Воспитание – процесс взаимодействия воспитателя и воспитанника при активности обеих сторон;
- Создание оптимальных условий воспитания.
Среди факторов есть позитивные и негативные, ?, нужно увеличить воздействие позитивных качеств и снизить влияние негативных факторов в воспитании.
- Определение на основании поставленной цели содержание воспитания.
В обыденной практике под воспитанием нередко понимается вооружение школьников знаниями из различных областей культуры, но это неверно, т.к. нужно давать не знания, а формировать отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям.
- Воспитание – процесс творческий.
- Воспитание осуществляется специально подготовленными людьми.
- Двусторонность, проявляющаяся в чередовании субъективно-объективных связей.
- Целостный. В воспитательном процессе личность формируется целостно, а не по частям.
- Длительность. Воспитание начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь.
- Противоречивость. Источниками и движущими силами процесса воспитания являются внутренние противоречия.
- Малозаметность результатов воспитания.
Главные требования к воспитателю:
- педагог – носитель высоко-культурной позиции;
- мастер высокого класса;
- человек, непрерывно занимающийся самовоспитанием
Сущность воспитания находит отражение в законах воспитания. Законы воспитания – это объективно существующие связи между явлениями и процессами, характеризующие их развитие. Отметим следующие законы: закон единства целей, содержания, методов и результатов воспитания; закон взаимосвязи воспитания и развития личности; закон единства воспитания и обучения; взаимосвязь между воспитанием и самовоспитанием.
Содержанием воспитательной работы являются базовые основы культуры:
- Умственное воспитание (Направленное на формирование определенного уровня умственного развития. Уровень – совокупность ЗУН, свободное оперирование ими в процессе мышления).
- Нравственное воспитание (процесс формирования нравственного сознания, чувств, навыков и привычек культурного поведения. методологическая основа – этика, философская наука, раскрывающая происхождение разнообразных видов морали в обществе).
- Физическое воспитание(деятельность, являющаяся средством укрепления здоровья и развитием физического потенциала в обществе).
- Эстетическое воспитание(деятельность, направленная на формирование эстетической культуры – взгляды, убеждения, идеалы).
Система воспитания включает:
- воспитание в труде, в быту, во взаимоотношениях;
- воспитание природой;
- воспитание средствами искусства.