Человек как субъект труда (часть 2)

Отношение к человеку как субъекту труда предполагает уважительное отношение, в частности, к его стойким индивидуаль­ным особенностям. Есть люди быстрые и даже торопливые, а есть осмотрительные и медлительные, склонные, например, к кропотливой работе. Есть такие, которые выполняют тончай­шую и сложную работу, если им не мешают (а помехой тут мо­жет быть просто частое появление поблизости «начальства» и пр.), и в то же время быстро теряются, демобилизуются, если их начинают торопить или даже просто стоять у них молча «над душой», «глазеть» около их рабочего места.

Каждый человек склонен «играть на тех струнах, которыми располагает», — максимально использует свои ценные качества (ведущие к успеху деятельности) и разными способами преодо­левает те качества, которые этому успеху препятствуют. Например, «живой», подвижный человек в условиях однообразной, скучной именно для него работы начинает себя искусственно «веселить» (напевает, насвистывает, делает, казалось бы, лиш­ние маршруты, движения), иначе его «тянет ко сну». Это реаль­ность, и с ней нельзя не считаться. Человек медлительный чаще делает контрольные осмотры изделия и оборудования, чем это, быть может,  требуется типовой  инструкцией.   Но это важно именно для него: он обретает уверенность, освобождает себя от тревожности,    от   опасений,    что    возникнет   необходимость «рывков» в работе, с которыми он трудно справляется (в отли­чие, скажем, от человека подвижного, которого не слишком за­трудняет «авральный» режим по исправлению допущенных оп­лошностей и пр.). Каждый работает с удовлетворением и хоро­шо лишь тогда, когда выработал свой «почерк» — индивидуаль­ный стиль в работе и когда этот стиль ему не мешают себя реа­лизовать, «быть самим собой». Чем выше мастерство, профес­сионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем мастерства). Нужно уважать в работ­нике его «чудинку», а не стараться ее стереть, сломать ради ква­зиэстетики единообразия, которая, надо признать, «тешит душу» некоторых руководителей со сложившимися у них технически­ми,    «технократическими»    стереотипами    мышления    (культ «стандарта» во всем, включая и психическую реальность, где этот культ неуместен). Иногда эти стереотипы мало осознаны, в своем роде бессознательны, и человек реализует их не по «злому умыслу», а просто потому, что ничто другое ему в голову не приходит («Криво рак выступает, да иначе не знает»). Если в технике,  технологии  стандарты,  жесткие  «допуски»  (пределы допустимого варьирования признаков объекта) являются благом, то в отношении человеческого фактора производства аналогич­ный вопрос требует во всяком конкретном случае очень специального рассмотрения.

Прежде чем человек станет субъектом трудовой деятельности, проходит многолетний, многоэтапный и сложно обусловленный процесс его телесного и духовного развития. Человече­ское дитя рождается одним из самых беспомощных существ на Земле; на третьем году развития оно произносит свое знамени­тое «Я сам!», «Я сама!», а через полтора-два-три десятилетия после этого становится мощным генератором общественно важ­ных деяний, преобразующих действительность, субъектом про­дуктивной профессиональной деятельности. Этот удивительный ход развития еще раз обязывает нас очень специально, по-особому относиться к уже сформировавшемуся и к формирую­щемуся субъекту труда и вместе с тем вызывает много вопросов. Каковы основные направления и этапы этого развития? Каковы его основные двигатели, факторы, признаки? Как на него влиять и как обеспечить его саморегуляцию, полезную творческую «самочинность»? Какова структура субъекта труда как сложной системной организации психики? Остановимся здесь лишь на отдельных вопросах.

Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, — отображение, моделирование объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о ко­тором идет речь, — приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказы­вается в роли среды по отношению к сознанию (природа, собст­венная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обитания, включая технику, потоки информации). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе подобными че­ловек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества — всех народов и времен.

В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития знаний, представлений дошкольников о труде взрос­лых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием внутренних средств деятель­ности как условия высшего профессионального мастерства, профессионализма и, следовательно, высшей ценности данного человека для общества). Это вместе с тем и разновидность зна­ний о явлениях общественной жизни, т. е. звено мировоззрения.

Человек — система саморегулирующаяся. При этом, как мы помним, важнейшие психические регуляторы его активности — потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения, одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное ото­бражение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую («надситуативную») активность. В связи с этим отметим еще одно направление развития человека как субъекта труда — формирование направленности, в частности тру­довой, профессиональной (развитие интересов к миру труда, людям труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обще­стве, развитие потребности в продуктивной общественно ценной деятельности, соответствующих убеждений и других мотивов). Без формирования направленности личности не создаются внут­ренние условия для усвоения знаний, умений, навыков (не го­воря уже о том, что, как ясно, убеждения, относящиеся к облас­ти труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности).

Одно из направлений развития человека как субъекта труда — усвоение (и совершенствование в качестве своих обретений) обще­ственно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности (включая и внутренние средства, и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные). Вместо зубов, когтей, мускульной силы и в дополнение к своим интеллектуальным возможностям человек строит, использует, со­вершенствует инструменты, станки, машины, приборы, аппараты, средства искусственного интеллекта, автоматы и сложные автома­тические системы управления производственными (в широком смысле слова) процессами, безгранично расширяющие его позна­вательные и исполнительные возможности.

И ориентировка в среде, и функции направленности лично­сти, и исполнительные операции предполагают развитие некото­рых личных психологических качеств, способностей. Так, напри­мер, чтобы ориентировка в среде была успешной, а направлен­ность — определенной, нужно, чтобы в голове устойчиво удержи­вались, не искажались и образы предметов, и общие правила; нужно, чтобы человек мог мысленно оперировать этими обра­зами, их элементами; нужно, чтобы человек мог, удерживая в соз­нании общее правило, мысленно сличать его с частными случая­ми. Для осуществления операций исполнения важны, например, способность точной оценки пространства, времени, поведения и ре­акций других людей; важны, скажем, сдержанность, терпеливость, самообладание, определенный уровень двигательной (психомотор­ной, моторной, как иногда говорят) культуры — развитости двига­тельных функций и т. д. Словом, за каждой операцией ориенти­ровки, исполнения, актом самоуправления, мотивации стоят тре­бования к соответствующим качествам, устойчивым характери­стикам человека (аналогично таким характеристикам машин, как «мощность», «прочность», «быстродействие» и пр.).

В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда — формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятель­ности. Разумеется, и ориентированность, и направленность, и владение способами действия тоже создают условия успеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле — его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в пси­хологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегуляции).

Важным направлением развития человека как субъекта труда являются совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жиз­ненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий — формирова­ние индивидуального стиля трудовой деятельности.